ДИВЕРГЕНЦИЯ ВИКТОРА ФРИДМАНА

Виктор Наумович ФридманМеня зовут Виктор Наумович Фридман. Основной род занятий – музыка, в широком смысле. Сочиняю – для театра (а также для радио, ТВ, кино), играю на рояле – в том числе джаз. В конкурсе Романсиада я занимался русским романсом – как концертмейстер, педагог и член жюри. Сотрудничал и дружил с Аллой Николаевной Баяновой, выдающейся исполнительницей русского романса.

Почему я подчеркиваю – имя, отчество, фамилия? Дело в том, что есть уникальные сочетания, вроде – Аркадий Райкин, Эраст Гарин, Петр Чайковский или, скажем, Дэйв Брубек, а с фамилией Фридман нетрудно затеряться как и с фамилией Иванов – носителей их колоссальное множество. Среди этих Фридманов, правда, есть великие имена (Игнац – пианист, Александр – физик, Милтон – экономист: список можно долго продолжать). В Интернете можно встретить несколько Викторов Фридманов – однажды мне попалась заметка “Вандалы разбили памятник Виктору Фридману” – но это не обо мне…

Кстати, самый забавный для меня эпизод, касающийся обсуждаемой фамилии, связан с лауреатом Нобелевской премии (1976) экономистом Милтоном Фридманом. В дни, когда происходило награждение, один мой товарищ принес мне газету The Morning Star, всю первую полосу которой занимала фотография студенческой демонстрации в Стокгольме. На транспарантах было написано “Friedman's a dirty assassin” (Фридман – грязный убийца). Просто Пиночет воспользовался фридмановской экономической теорией – студентам это не понравилось…

Мой друг, Валерий Котельников, замечательный пианист и доктор биологических наук, описывая наши с ним похождения по джаз-клубам Филадельфии (он там живет и работает) в Интернет-журнале «Полный джаз», называет меня (по-моему – с некоторой иронией) заслуженным артистом (России) и кандидатом физико-математических наук. И то, и другое соответствует действительности – так сложилась моя жизнь. По окончании Московского университета я много лет работал в академическом Институте физики Земли им. О.Ю. Шмидта и одновременно сотрудничал с московскими театрами «Современник» и любимовской «Таганкой».

Теперь некоторые мои музыкальные спектакли идут в двух московских театрах – «Экспромте» и музыкальном театре «На Басманной», а спектакль “Доходное место” по А.Н. Островскому – во Владивостоке.

***

Эти мои заметки я именую «Дивергенция Виктора Фридмана». Был у меня вечер в Центральном Доме Работников Искусств, который именно так и назывался. Мой друг, композитор Алексей Черный, который должен был этот вечер вести, попросил меня придумать  название для афиши,  отражающее мои жизненные профессиональные занятия, а именно: механика и математика с одной стороны, а с другой – музыка и театр. Термин этот «дивергенция» означает в некоторых науках «расхождение» (в биологии – расхождение признаков,  в языкознании – расхождение языков или диалектов), а в математике это – дифференциальный оператор, имеющий отношение к теории источников и стоков. Одна моя однокурсница там на вечере  вскричала: –  «Дивергенция – это фонтан!». Леша Черный выдержал из-за этой афиши страшный скандал в ЦДРИ на заседании Правления (мол, никто ничего не поймет), но мужественно отстоял название – хотя, разумеется, и сам о "дивергенции" слышал впервые.

 

Вот, вкратце, и всё. А подробности моей музыкальной и научной судьбы – в рассказах и заметках о друзьях-коллегах.

 

Виктор Н. Фридман   ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

 

октябрь, 2004 – март, 2014